Копилка проэктивных методик

Кактус

В психологии, особенно в детской, больше внимания уделяется именно проективным методикам, рисуночным тестам. Почему? Ответ очевиден. Именно через рисунки ребенок показывает отношение к миру, свое место в нем, также развитие своего миропредставления и мировоззрения, свой уровень умственного развития. Все то, что не сможет выявить никакое наблюдение или беседа в силу именно возрастных детских особенностей. А рисование это своего рода игра, не требующая от ребенка каких-то напряжений. Рисование – это творчество, сложно найти ребенка, который не любил бы рисовать. Даже не зная всех моментов, именно психологической трактовки рисунка, любой родитель может выяснить для себя что-то важное, глядя на продукт деятельности своего малыша. Именно поэтому очень важна совместная работа, игра с детьми, наблюдение за их деятельностью.
   Но так же, как и любой другой метод исследования личности, рисунок не может быть 100% гарантией истины. Любое умозаключение необходимо строить исключительно после комплексного обследования личности. Так же проективные методики имеют еще один весьма существенный нюанс. Здесь нет стандартизированных рамок, здесь исключительно индивидуальный подход к каждому рисунку, учитывая анамнез развития каждого индивида, его прошлую жизнь…. Так для кого-то большое черное окно на чердаке дома символизирует психологическую травму, а для кого-то исключительно значимое воспоминание об этом старом доме.
Трактовать рисунки - работа достаточно сложная, деликатная, поэтому делать это должен все же специалист. Для общего исследования эмоционально-личностой сферы ребенка отлично подходит рисуночный тест ,, Кактус,,.
ПРОЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА  «КАКТУС».
Методика предназначена для детей от 3-х лет.
ЦЕЛЬ: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.
При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.
ИНСТРУКЦИЯ: « На листе бумаги нарисуй кактус – таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.
ОБРАБОТКА ДАННЫХ: При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
Пространственное положение
Размер рисунка
Характеристики линий
Сила нажима на карандаш
Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
Характеристика образа кактуса (дикий, домашний, женственный и тд.)
Характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный)
Характеристика иголок (размер, расположение, количество)
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности ребенка:
АГРЕССИВНОСТЬ – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу.
ИМПУЛЬСИВНОСТЬ – отрывистые линии, сильные нажимы.
ЭГОЦЕНТРИЗМ, СТРЕМЛЕНИЕ К ЛИДЕРСТВУ – крупный рисунок, расположенный в центре листа.
НЕУВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ, ЗАВИСИМОСТЬ – маленький рисунок, расположенный внизу листа.
ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ, ОТКРЫТОСТЬ – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.
СКРЫТНОСТЬ, ОСТОРОЖНОСТЬ – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
ОПТИМИЗМ – изображение радостных кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.
ТРЕВОЖНОСТЬ – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии.
ЭКСТРАВЕРТИРОВАННОСТЬ – наличие на рисунке других кактусов или цветов.
ИНТРОВЕРТИРОВАННОСТЬ – на рисунке изображен только один кактус.
СТРЕМЛЕНИЕ К ДОМАШНЕЙ ЗАЩИТЕ, ЧУВСТВО СЕМЕЙНОЙ ОБЩНОСТИ – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.
ОТСУТСТВИЕ СТРЕМЛЕНИЯ К ДОМАШНЕЙ ЗАЩИТЕ, ЧУВСТВО ОДИНОЧЕСТВА – изображение дикорастущего кактуса, пустынного кактуса.
После завершения рисунка, ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
5. Когда кактус подрастет, то как он изменится? (иголки, объем, отростки).

 

                                 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшешкольного возраста.- М.: Генезис, 2007.-143с., ил
2. Занятия по рисованию с детьми/ Под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128с. (серия «Вместе с детьми»).


Информацию предоставил педагог-психолог Инютина У.А.
 

Категория: Психологи | Добавил: alenkapokidova (30.11.2015)
Просмотров: 1552 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar